О возможности производства экспертиз экстремистских материалов
Основания назначения экспертиз
Судебная экспертиза материалов (текстов, высказываний, сообщений) по делам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму, назначается, когда при их расследовании или судебном разбирательстве возникает необходимость установить факты, связанные с содержанием или направленностью текстов (высказываний).
Такая экспертиза может быть назначена по разным категориям дел:
- по статьям 280 и 282 УК РФ;
- по гражданским делам в связи с применением Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ;
- по арбитражным делам в связи с оспариванием юридическими лицами различных предписаний и предупреждений, выносимых федеральными службами;
- по делам об административных правонарушениях (ст.20.3. КоАП РФ).
Анализ содержания правовых норм, определяющих потребность в применении специальных знаний в форме судебной экспертизы «экстремистских текстов», показал, что основными понятиями в этих нормах являются:
- экстремистская деятельность (экстремизм) (в законе описывается через перечень деяний);
- экстремистские материалы – согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ, это «предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы»;
- преступления экстремистской направленности (их определение дано в прим. 2 к ст. 282.1 УК РФ) – это преступления, совершенные по мотивам, указанным в пункте «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ, а именно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
- терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанная с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий (п.1 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму);
- террористическая деятельность – в законе описывается через перечень деяний (п.2 ст.3 №35-ФЗ).
Запрещенными речевыми действиями, согласно Федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ, являются:
- публичное оправдание терроризма;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье (ст. 1 ФЗ № 114) и являющихся преступлением;
- подстрекательство к осуществлению указанных выше деяний;
- высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе, о необходимости, допустимости, возможности или желательности осуществления экстремистской деятельности, сделанные публично, либо при исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой должности;
- публичные призывы:
- к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации;
- к публичному оправданию терроризма и к осуществлению террористической деятельности;
- к возбуждению социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- к пропаганде исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- к нарушению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- к воспрепятствованию осуществления гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или к нарушению тайны голосования (соединенные с насилием либо угрозой его применения);
- к воспрепятствованию законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций (соединенные с насилием либо угрозой его применения);
- к совершению преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
В Федеральном законе «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ специально выделены содержательные типы высказываний, связанных с понятием «терроризм»:
- подстрекательство к террористическому акту;
- пропаганда идей терроризма,
- распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
В Уголовном кодексе Российской Федерации к числу запрещенных действий, в том числе коммуникативных, отнесены «призывы к экстремистской деятельности», «возбуждение ненависти, вражды», «унижение достоинства»:
- публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ);
- публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК РФ);
- действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации (ч. 1 ст. 282 УК РФ).
Психолого-лингвистическая экспертиза назначается с целью установления наличия/отсутствия значения, законодательно запрещенного для публичного выражения. Правовая оценка деяния, то есть установление того, является ли значение «экстремистским», не входит в компетенцию лингвиста и психолога.
Высокая потребность в назначении психолого-лингвистической экспертизы связана с многообразием конкретных способов выражения одного и того же смысла. В связи с этим анализ того, какое именно значение выражено и относится ли оно к запрещенному законодательно для публичного выражения, требует во многих случаях применения специальных знаний. Лингвистические методы позволяют установить, что именно выражено в материале, какое значение и какими способами. Лингвистический анализ дает возможность выявить и вербализовать обязательные для выражения того или иного типа значения компоненты смысла. Психологический анализ позволяет выявить субъективные установки автора, отраженные в сказанном, и социальные установки, целенаправленно формируемые им у адресата, а также общую социальную направленность материала. Таким образом, лингвистический анализ и психологический анализ создают объективную основу для последующей правовой оценки материала.
Основными особенностями материалов (текстов, высказываний, сообщений), значимыми для их правовой оценки (как продукта деятельности субъекта) и признаки которых могут быть установлены с помощью специальных лингвистических и психологических знаний, являются:
- целенаправленность коммуникативной деятельности автора по созданию материала, ее произвольность и осмысленность;
- уровень коммуникации: межличностный, публичный, массовый;
- наличие в материале призывов (к действиям, запрещенным законодательно);
- наличие в материале пропаганды национального/этнического, религиозного, языкового, расового превосходства, исключительности или неполноценности по этим же признакам;
- наличие в материале идей терроризма;
- наличие в материале оправдания или обоснования терроризма, экстремистской деятельности, противоправных действий против группы лиц, выделенной по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, либо представителей такой группы;
- направленность материала на возбуждение розни, вражды, ненависти по определенным признакам (пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе), унижение достоинства человека по тем же признакам;
- наличие в материале угрозы (применения насилия, террористического акта - совершения взрыва, поджога и пр.).
Эксперты не определяют юридическую квалификацию деяния, а дают лингвистическую и психологическую оценку содержанию материала - устанавливают признаки выраженного в материале значения, важные для принятия решения по делу (лингвистические и психологические признаки).
На экспертизу могут быть предоставлены: полиграфическое издание (книга, брошюра, газета, листовка и др.); рукописи; аудио- и видеозаписи митинга, выступления; телепередачи (полностью или фрагменты, рубрики); видеоматериалы; зафиксированное содержание интернет-страницы, интернет-форума, страницы персонального пользователя социальной сети и др. (в электронном виде или их распечатка), то есть любые материалы, которые фиксируют результаты коммуникации.
Целью психолого-лингвистической экспертизы является установление наличия/отсутствия таких характеристик (особенностей) содержания материала, которые важны для принятия решения по делу. Основной такой особенностью, подлежащей установлению, является соответствие/несоответствие смысла, значения, выраженного в материале, тем смыслам, значениям, которые описаны законодательно как запрещенные для публичного выражения.
Экспертные задачи и рекомендуемые вопросы
Предметом психолого-лингвистической экспертизы материалов по делам, связанным с противодействием экстремизму, терроризму, являются фактические данные об особенностях текста (материала), имеющие значение для дела (уголовного, гражданского, арбитражного дела или дела об административном правонарушении), которые устанавливаются путем исследования объектов экспертизы с помощью применения лингвистических и психологических знаний.
Вопросы к экспертам конкретизируют частный предмет экспертизы. От корректности вопроса зависит правильность постановки экспертной задачи. Решение задачи должно находиться в пределах компетенции эксперта (экспертов), ответ на поставленный вопрос должен иметь значение для рассмотрения дела по существу, для установления фактов, иметь доказательственное значение.
Основные задачи и вопросы зависят от конкретных разновидностей значений, наличие/отсутствие специальных признаков которых должны установить эксперты. В методических целях можно выделить семь основных типов значения, признаки которых подлежат установлению (такие значения можно условно назвать «экстремистскими»:
- пропаганда определенных взглядов (негативного отношения, исключительности, превосходства, неполноценности человека по признакам, указанным в законодательстве);
- призыв (побуждение) к тем или иным «экстремистским» действиям, террористическим действиям;
- оправдание определенных действий и взглядов (терроризма, совершенных противоправных - дискриминационных, насильственных и др. - действий);
- обвинение конкретного лица в определенных действиях;
- унижение человеческого достоинства по признакам расовой, национальной, религиозной, языковой, социальной принадлежности;
- угроза применения насилия в отношении определенных лиц; совершения определенных действий (поджога, взрыва и др.);
- возбуждение вражды (ненависти, розни) к определенной группе лиц (национальной, религиозной, социальной, языковой).
Значение, признаки выражения которого подлежат установлению, должно быть указано в поставленном вопросе. Однако при формулировании вопросов об «экстремистских» значениях возникают трудности, главная из которых - необходимость формулировать вопрос так, чтобы он не содержал юридической квалификации деяния. Поскольку термин «экстремистский» представляет собой именно юридическую квалификацию, он не должен использоваться при описании предмета исследования. Формулировки типа: Имеются ли в тексте экстремистские высказывания? Содержит ли текст признаки экстремизма? Выражает ли автор в тексте экстремистские взгляды? Призывает ли надпись «Смерть X.» к осуществлению экстремистской деятельности? некорректны, так как в них описание типа и содержания речевого действия подменяется его юридической оценкой.
Очевидна также некорректность вопросов, в которых признаки высказываний описываются через отсылки к статьям закона. Например: Какие конкретно высказывания в исследуемой статье содержат признаки, предусмотренные частью 1 статьей 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»? Какие признаки, предусмотренные частью 1 статьей 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» содержатся в высказываниях, установленных на основании вопроса № 3?
Вопросы должны носить конкретный характер, связанный с исследуемым материалом. Так, высказывания с юридическим признаком «призыв к насильственному изменению основ конституционного строя» могут иметь разное содержание и призывать к самым разным конкретным действиям. В обязанность и компетенцию эксперта не входит юридическая квалификации описываемых действий. Поэтому общий вопрос: Имеются ли в тексте призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации? должен быть заменен вопросом о том, говорит ли автор о таких-то действиях, призывает ли он к их совершению.
Таким образом, вопросы к экспертам должны быть максимально конкретны, не должны касаться юридических признаков состава преступления. Такая квалификация выходит за пределы специальных знаний и находится в исключительной компетенции следствия и суда.
В связи со сказанным перед экспертами рекомендуется ставить вопросы о наличии/отсутствии в тексте (высказывании) психологических и лингвистических признаков выражения того или иного значения (указанных выше семи типов).
Могут использоваться следующие формулировки вопросов:
- Содержатся ли в материалах (текстах, высказываниях, сообщениях и др.) лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к каким-либо действиям (в том числе насильственным, дискриминационным) против какой-либо группы, выделенной по национальному, религиозному, социальному и другим признакам, или ее представителей?
- Содержатся ли в материалах (текстах, высказываниях, сообщениях и др.) лингвистические и психологические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к каким-либо разрушительным действиям?
- Содержатся ли в материалах (текстах, высказываниях, сообщениях и др.) лингвистические и психологические признаки пропаганды исключительности, превосходства, неполноценности человека по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
- Содержатся ли в материалах (текстах, высказываниях, сообщениях и др.) лингвистические и психологические признаки пропаганды идеологии насилия в целях оказания воздействия на решения органов власти?
- Имеется ли демонстрация нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, в связи с пропагандой идей фашизма (нацизма)?
- Содержатся ли в материалах (текстах, высказываниях, сообщениях и др.) лингвистические и психологические признаки обоснования национального и (или) расового превосходства?
- Содержатся ли в материалах (текстах, высказываниях, сообщениях и др.) лингвистические и психологические признаки оправдания идеологии насилия и/или разрушительных действий, совершаемых в целях оказания воздействия на органы власти?
- Содержатся ли в материалах (текстах, высказываниях, сообщениях и др.) лингвистические и психологические признаки оправдания каких-либо действий (в том числе насильственных, разрушительных) против какой-либо группы, выделенной по национальному, религиозному, социальному и другим признакам, или против представителей такой группы?
- Содержатся ли в материалах (текстах, высказываниях, сообщениях и др.) лингвистические и психологические признаки обвинения автором какого-либо лица в совершении каких-либо противоправных действий?
- Содержатся ли в материалах (текстах, высказываниях, сообщениях и др.) лингвистические и психологические признаки угрозы совершения каких-либо насильственных, разрушительных действий (взрыва, поджога и др.)?
- Содержатся ли в материалах (текстах, высказываниях, сообщениях и др.) лингвистические и психологические признаки унижения человеческого достоинства по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
- Содержатся ли в материалах (текстах, высказываниях, сообщениях и др.) лингвистические и психологические признаки возбуждения вражды, ненависти (розни) по отношению к группе лиц, выделяемой по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
Вопросы о «значении», выносимые на разрешение экспертов, могут касаться отдельного слова, высказывания, целого текста или группы текстов; могут касаться как содержания сказанного, так и его формы. В соответствии с этим можно выделить следующие функциональные подтипы задач (это могут быть как вспомогательные, промежуточные, так и конечные задачи):
- установление значения (смысла) конкретной единицы текста, указанной в вопросе, например: Кого автор называет словом «русские»? Что понимает автор под словом «национализм»? К чему именно призывает автор высказыванием «Долой X.»?;
- установление формы выбранного автором способа выражения с точки зрения ее допустимости в публичной речи, например: В какой форме (приличной или иной) выражено высказывание?;
- установление коммуникативной (речевой) цели высказывания, например: Является ли данное высказывание призывом? Является ли высказывание «...» призывом? Является ли высказывание «...» угрозой?;
- установление того, есть ли в тексте высказывания с определенным содержанием, например: Имеются ли в тексте призывы к убийствам? Имеется ли в тексте негативная информация о ... ? Имеются ли высказывания, оправдывающие насильственные действия против ... ?;
- установление направленности отдельного высказывания, целого текста, группы текстов, например: Какова смысловая направленность данного высказывания? Способствует ли данное высказывание разжиганию розни? Направлен ли текст на побуждение читателя к... ?
Задачи а), б) являются собственно лингвистическими. При решении задач в), г) используются и психологические, и лингвистические методы. Задача д) является психологической и решается, в том числе, с учетом результатов лингвистического анализа сказанного.
Требования к материалам, поступающим на экспертизу
Требования к материалам зависят от их типа. Если текст письменный, опубликован в газете, журнале и т.п., экспертам должен быть предоставлен оригинал издания, при невозможности - заверенная качественная (отражающая все особенности объекта) копия издания. Если исследованию подлежит текст книги, экспертам должна быть предоставлена книга и по возможности дополнительно ее электронная копия в текстовом формате. При этом эксперт должен иметь полное представление и о внешнем виде объекта (шрифтовые выделения, расположение на полосе, расположение на интернет-странице, рисунки, врезки и др.).
Следует обратить особое внимание на тексты, опубликованные в Интернете на интерактивных сервисах: блоги, твиттер, ЖЖ, социальные сети и др. В качестве исследуемых объектов в таких случаях выступают записи, которые имеют не только текстовую (линейная последовательность), но и гипертекстовую структуру, то есть являются репликами письменного диалога, который в электронных текстах оформляется с помощью гиперссылок. Поэтому исследуемые объекты необходимо анализировать не только по их бумажным копиям, но и в виде электронных документов, в их естественном интернет-контексте.
Поэтому, если исследованию подлежит текст, опубликованный в Интернете, экспертам должно быть предоставлено изображение соответствующей страницы (скриншот) с указанием даты и времени (момента фиксации), а также протокол осмотра письменных доказательств. При наличии относящихся к тексту ссылок, комментариев и т.п. их содержание также должно быть зафиксировано соответствующим образом. При исследовании сайта экспертам должна быть предоставлена отображаемая на определенный момент времени страница (страницы) сайта с текстом и изображениями либо электронная копия содержимого веб-сайта на определенный момент времени с сохраненной внутренней структурой. Учитывая изменчивость электронных объектов, таких как сайт, твиттер, блог и др., электронных ресурсов и сервисов, содержащиеся на них письменные доказательства должны быть зафиксированы с помощью специалиста в области компьютерных или интернет-технологий и предоставлены экспертам в электронном виде.
Помимо объекта исследования в материалах, направляемых для производства экспертизы, должна содержаться копия документов, на основании которых инициирована проверка или возбуждено дело (например, заявление физического или юридического лица), либо в постановлении должно быть конкретизировано «спорное» высказывание, что позволит эксперту уяснить фабулу дела.