Time: 7:34

Лингвистическая экспертиза

Судебно-лингвистическая экспертиза – самостоятельный род судебных экспертиз, предметом которой являются факты (обстоятельства), имеющие значение для уголовного либо гражданского дела и устанавливаемые на основе анализа речевой деятельности.

Объектом судебно-лингвистической экспертизы являются продукты речевой деятельности (от одного слова до целого текста или группы текстов), зафиксированные в письменной форме ( в том числе устные тексты, записанные с помощью букв).

Продукт речевой деятельности может оцениваться с точки зрения цели его порождения, выражаемого им смысла и характера его воздействия на адресата или аудиторию.

 

1. Типовые вопросы, решаемые в процессе проведения лингвистической экспертизы:

 

§по делам об оскорблении

 

1. Носит ли высказывание [привести высказывание], относящееся к … [фамилия и инициалы] оскорбительный характер?

2. Выражено ли высказывание [привести высказывание] в неприличной форме?

 

§по делам о клевете

 

1.Содержится ли в тексте негативная информация о лице [указать Ф.И.О.]?

2.Какова форма выражения этой информации: утверждение о фактах и событиях, мнение, предположение, вопрос, оценочное суждение?

 

§по делам об экстремизме (решаются в рамках комплексной психолого-лингвистической экспертизы)

 

1. Содержатся ли в тексте призывы, если да, то к чему конкретно автор призывает?

2. Содержатся ли в тексте признаки возбуждения розни (вражды, ненависти) по отношению к следующей группе лиц [конкретизирует орган, назначающий экспертизу]?

3. Содержатся ли тексте признаки пропаганды исключительности, превосходства, неполноценности следующей группы лиц [конкретизирует орган, назначающий экспертизу]?

4. Содержатся ли в тексте признаки унижения (оскорбления) следующей группы лиц или ее представителя [конкретизирует орган, назначающий экспертизу]?

5. Содержатся ли тексте признаки угрозы применения насилия, сопровождающей призывы к воспрепятствованию следующей деятельности [характер деятельности конкретизирует орган, назначающий экспертизу]?

6. Содержатся ли в тексте признаки оправдания автором следующих действий [характер действий конкретизирует орган, назначающий экспертизу]?

7. Содержатся ли в тексте признаки обвинения автором лица [указать, кого конкретно] в следующих действиях, деятельности [характер действий/деятельности конкретизирует орган, назначающий экспертизу]?

 

2. Требования к предоставляемым материалам

 

Требования к материалам зависят от типа исследуемого объекта. Если текст письменный, опубликован в газете, журнале и т.п., экспертам необходимо предоставить оригинал издания, при невозможности – соответствующим образом заверенную качественную (отражающую все особенности объекта) копию всего издания. Если исследованию подлежит текст книги, экспертам должна быть предоставлена книга и дополнительно ее электронная копия в текстовом, т.е. читаемом формате (например, в формате *.doc), а не в виде картинки. При этом эксперт должен иметь полное представление и о внешнем виде объекта (шрифтовые выделения, расположение на полосе, расположение на Интернет-странице, рисунки и пр.) анализируемого текста, а не только о его содержании. Поэтому эксперту должен быть предоставлен не только собственно текст, но и оригинал издания (газеты, книги), в котором он был опубликован.

Следует обратить особое внимание на тексты, опубликованные в сети Интернет на интерактивных сервисах. Наиболее известной разновидностью такого сервиса является блог. В качестве исследуемых объектов в блогах выступают записи, которые имеют не только текстовую (последовательность букв на листе бумаги), но и гипертекстовую структуру, то есть являются репликами письменного диалога или полилога, который в электронных документах оформляется с помощью гиперссылок. Поэтому исследуемые объекты необходимо анализировать не только по их бумажным копиям, но и в виде электронных документов, в их естественном Интернет-контексте, часть которого в виде гиперссылок отражена на бумажных копиях, но по ним не может быть изучена.

Поэтому, если исследованию подлежит текст, опубликованный в сети Интернет, экспертам должно быть предоставлено изображение соответствующей страницы (страниц) с указанием момента фиксации, а также протокол закрепления и/или осмотра объекта. При наличии относящихся к тексту ссылок, комментариев и т.п. их содержание так же должно быть зафиксировано соответствующим образом.

При исследовании сайта экспертам должен быть предоставлен архив веб-сайта целиком на CD-диске с указанием момента создания архива. Кроме того, при экспертизе сайта, блога и т.п. электронных ресурсов экспертам должна быть предоставлена возможность (разрешение) обращения к объекту по месту его нахождения в Сети и исследования связей между исследуемым текстом и связанными с ним текстами (широкого контекста). Учитывая изменчивость объекта, он должен быть закреплен с помощью специалиста в области компьютерных или Интернет-технологий и предоставлен экспертам в электронном виде.

Помимо объекта в материалах, направляемых для производства экспертизы, должна содержаться копия документов, на основании которых инициирована проверка или возбуждено дело, либо в постановлении должно быть конкретизировано "спорное" высказывание.

 

Раздел 14. Психолого-лингвистическая экспертиза

 

Психолого-лингвистическая экспертиза назначается при расследовании

• дел об экстремизме (возбуждение ненависти или вражды по признакам принадлежности к какой-либо национальной, расовой, религиозной группе; унижение национального достоинства; призывы к действиям против какой-либо национальной, расовой, религиозной группы или отдельных лиц как её представителей),

• дел о взяточничестве,

• дел, связанных с рекламой,

• дел о принадлежности товарных знаков (о сходстве объектов до степени смешения).


Вопросы, которые решаются в рамках психолого-лингвистической экспертизы по делам об экстремизме:
1. Содержатся ли в представленном на исследование тексте высказывания, которые могут способствовать возбуждению ненависти либо вражды по признакам пола, расы, национальности, языка, религиозной принадлежности?

2. Содержатся ли в представленном на исследование тексте высказывания, выражающие унизительные характеристики, отрицательные эмоциональные оценки какой-либо национальной группы или отдельных лиц как её представителей?

3. Содержатся ли в представленном на исследование тексте побуждения к действиям в отношении какой-либо национальной, расовой, религиозной, социальной группы или отдельных лиц как её представителей?


Вопросы, которые решаются в рамках психолого-лингвистической экспертизы по делам о взяточничестве (объектами исследования являются аудио- и видеозаписи разговоров между фигурантами дела):

1. Каковы основные темы разговора между Ф.И.О.1 и Ф.И.О.2, аудиозапись которого зафиксирована на представленном на исследование диске?

2. Что является предметом и целью разговора Ф.И.О.1 и Ф.И.О.2? Какова активность в разговоре каждого из участников?

3. Имеются ли со стороны кого-либо из участников разговоров побуждения к совершению каких-либо действий, высказанные в адрес собеседника? Если имеются, то какие именно и в какой форме (прямого побуждения, констатации необходимости или иной)?

4. Имеются ли признаки того, что кто-то из участников разговоров имеет властные полномочия в отношении обсуждаемой ситуации и происходящего разговора?

5. Имеются ли признаки зависимого положения кого-либо из участников разговора от кого-либо из собеседников? Если имеются, то в чём конкретно они проявляются?

6. Имеются ли признаки того, что участники разговора имеют общие представления о ситуации?
7. Имеются ли признаки того, что участники разговоров имели предварительную договорённость относительно основных тем разговора?

8. Можно ли оценивать высказывания Ф.И.О.1 как проявление намерения получить денежные средства от Ф.И.О.2?

9. Имеются ли признаки проявляемой участниками разговора скрытности обсуждаемых тем? Кем из участников разговора проявляется скрытность?

10. Имеются ли признаки того, что собеседники трактуют свои действия как незаконные?

11. Имеются ли в речевом поведении Ф.И.О.1 и Ф.И.О.2 признаки психологического воздействия?

Вопросы, которые решаются в рамках психолого-лингвистической экспертизы по делам, связанным с рекламой:

1. Какие ассоциации могут возникнуть у потребителей представленной на исследование рекламной продукции?

2. Могут ли у потребителей представленной на исследование рекламной продукции возникнуть ассоциации с …?


Вопросы, которые решаются в рамках психолого-лингвистической экспертизы по делам о принадлежности товарных знаков (о сходстве объектов до степени смешения):

1. Содержит ли объект А элементы, сходные до степени смешения с элементами объекта В?

2. Являются ли объекты А и В сходными до степени смешения?


Перед назначением экспертизы, в частности, при необходимости постановки дополнительных вопросов, следует проконсультироваться с экспертом.

Новости

Российское агентство правовой и судебной информации "РАПСИ"

Российское агентство правовой и судебной информации "РАПСИ": достоверность и оперативность