Time: 7:27

Психологическая экспертиза

Психологическая экспертиза

Предметом психологической экспертизы являются закономерности и особенности протекания психических процессов и структуры психических процессов (психической деятельности), имеющие юридическое значение и влекущие определенные правовые последствия.

Объектом психологической экспертизы является психическая деятельность подэкспертного (совершеннолетнего и несовершеннолетнего лица) в юридически значимых ситуациях, а так же материалы дела.

 

Задачами психологической экспертизы является установление у подэкспертного лица:

  1. индивидуально-психологических особенностей, черт характера, ведущих качеств личности;
  2. мотивации поступков психической жизни и поведения;
  3. эмоциональных реакций и состояний;
  4. закономерностей течения психических процессов, уровня их развития и индивидуальных особенностей.

 

  1. Психологическая экспертиза по уголовным делам.
    1. Психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых.

Назначается в тех случаях, когда несовершеннолетний выявляет признаки отставания в психологическом развитии, не связанном с психическим заболеванием, и выделяется среди своих сверстников невысоким развитием интеллекта, примитивностью, совершает неадекватные поступки, подвержен влиянию со стороны окружающих, а также когда его поведение в криминальной ситуации может не соответствовать преследуемым целям.

На разрешение эксперта рекомендуется ставить следующие вопросы[1]:

  1. Имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим заболеванием? Если да, то в чем конкретно они выражаются?
  2. Учитывая уровень психического развития и конкретные обстоятельства дела, был ли испытуемый в состоянии в полной мере сознавать характер и значение своих действий[2]?
  3. Учитывая уровень психического развития и конкретные обстоятельства дела, в какой мере испытуемый мог руководить своими действиями?
  4. Какие индивидуально-психологические особенности могли существенно повлиять на поведение несовершеннолетнего в исследуемой ситуации?

 

    1. Психологическая экспертиза свидетелей и малолетних потерпевших.

Назначается в тех случаях, когда показания свидетеля (потерпевшего) вызывают сомнения в силу его малолетнего возраста, отставания в психическом развитии, недостаточного развития речи, а также в связи со сложными условиями восприятия событий, свидетелем которых был испытуемый.

На разрешение эксперта рекомендуется ставить следующие вопросы:

  1. Учитывая индивидуальные особенности зрения (других органов чувств) и конкретные условия, в которых происходило событие (указывается какое именно), был ли испытуемый в состоянии правильно воспринимать важные для дела обстоятельства?
  2. Учитывая психическое состояние испытуемого в момент восприятия, был ли он способен правильно воспринимать важные для дела обстоятельства, запоминать их и давать о них правильные показания?
  3. Обладает ли испытуемый абсолютной чувствительностью зрительного (или иного) анализатора, необходимой для восприятия конкретного раздражителя в имевших место условиях?
  4. Обладает ли испытуемый дифференциальной чувствительностью зрительного (или иного) анализатора, достаточной, чтобы в имевших место условиях восприятия ощутить изменения в силе раздражителя?
  5. Имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемости?
  6. Свойственна ли ему повышенная склонность к фантазированию?
  7. Имеются ли у испытуемого признаки эйдетической памяти[3]?
  8. Может ли испытуемый (при выявленном у него уровне развития речи) давать правильные показания?
  9. Какие психологические факторы свидетельствуют в пользу достоверности показаний испытуемого, а какие – против[4]?

 

    1. Психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальном насилии.

Подобная экспертиза, как правило, назначается в тех случаях, когда жертва сексуального посягательства в исследуемой ситуации ведет себя пассивно, впоследствии не выявляет глубоких эмоциональных переживаний в связи с происшедшим. Так же основаниями для назначения экспертизы могут служить сведения об отставании потерпевшей в психическом развитии, наличии у нее психического состояния (стресс, растерянность, фрустрация), которое могло существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации.

Немаловажное влияние на поведение в экстремальных ситуациях оказывают индивидуально-психологические особенности человека (в частности «тормозной» тип нервной системы, неуверенность в себе, высокий уровень эмоциональной чувствительности, тревожность, подверженность колебаниям настроения и т. д.), а также условия воспитания (авторитарный стиль воспитания либо гиперопека).

На разрешение эксперта рекомендуется ставить следующие вопросы:

  1. Учитывая уровень психического развития и конкретные обстоятельства дела, была ли испытуемая в состоянии понимать характер и значение совершавшихся с нею действий[5]?
  2. Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности и содержание исследуемой ситуации, была ли испытуемая в состоянии оказывать сопротивление?
  3. Какие индивидуально-психологические особенности испытуемой могли существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации?
  4. Находилась ли испытуемая в исследуемый период в эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на ее сознание и психическую деятельность? Если да, то каким образом?

В последнее время наряду с экспертным исследованием потерпевшей по факту изнасилования в ряде случаев возникает необходимость в проведении экспертизы и в отношении обвиняемого (особенно если он также несовершеннолетний, не имел до этого достаточного сексуального и социального опыта, выявлял признаки невысокого интеллектуального развития либо находился под влиянием группы, а сама потерпевшая выявляла признаки виктимного поведения). При назначении подобной экспертизы к вопросам, указанным в главе «Психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых», следует добавить такой:

  1. Учитывая уровень психического развития и конкретные обстоятельства дела, был ли испытуемый в состоянии адекватно оценивать мотивы поведения потерпевшей и ее психическое состояние в исследуемый период?

 

    1. Психологическая экспертиза физиологического аффекта и иных эмоциональных состояний.

Данный вид психологической экспертизы назначается в случае, когда имеется информация о том, что правонарушению предшествовала конфликтная ситуация, что действия потерпевшего могли носить психотравмирующий для обвиняемого характер, а действия обвиняемого являлись нехарактерными для него либо, с обыденной точки зрения, были преувеличенными, то есть не соответствовали оскорблению, угрозе, или иным действиям потерпевшего.

На разрешение эксперта рекомендуется ставить следующие вопросы[6]:

  1. Находился ли испытуемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии физиологического аффекта?
  2. Находился ли испытуемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в эмоциональном состоянии (стресс, фрустрация, растерянность), которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
  3. Какие индивидуально-психологические особенности испытуемого могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
  4. Учитывая психическое состояние и индивидуально-психологические особенности испытуемого, а также обстоятельства дела, мог ли он точно соотносить свои оборонительные действия объективным требованиям ситуации?

 

    1. Психологическая экспертиза по делам об авариях на транспорте и на производстве.

Данный вид экспертизы назначается в тех случаях, когда следователь (суд) имеет основания полагать, что в момент аварии требования ситуации превышали индивидуально-психологические особенности человека и он находился в психическом состоянии, делавшем невозможным либо затруднительным выполнение профессиональных функций.

На разрешение эксперта рекомендуется ставить следующие вопросы:

  1. Находился ли испытуемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в психическом состоянии, которое могло оказать существенное влияние на качество выполнения им профессиональных функций?
  2. Был ли испытуемый способен, учитывая его индивидуально-психологические особенности и психическое состояние, правильно оценить ситуацию (или ее элементы), принять правильное решение и реализовать его?
  3. Соответствует ли уровень сформированности профессиональных навыков у испытуемого требованиям конкретной ситуации?

 

    1. Посмертная психологическая экспертиза.

Назначается в тех случаях, когда следователь (суд) располагает сведениями о том, что имело место доведение до самоубийства либо предполагается инсценировка самоубийства.

На разрешение эксперта рекомендуется ставить следующие вопросы:

  1. Находился ли погибший в период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагавшем к самоубийству? Если да, то чем такое состояние могло быть вызвано[7]?

 

    1. Психологическая экспертиза личности.

Подобная экспертиза проводится в тех случаях, когда следствию (суду) необходим «психологический портрет» обвиняемого, информация о механизмах поведения обвиняемого, психологических мотивах его противоправных поступков.

На разрешение эксперта рекомендуется ставить следующие вопросы:

  1. Имеются ли у обвиняемого индивидуально-психологические особенности (интеллектуальные, характерологические, эмоционально-волевые, мотивационные и др.), которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации[8]?

 

    1. Психологической исследование преступной группировки.

Проводится в тех случаях, когда преступление совершено группой лиц, и обвиняемые дают противоречивые сведения о том, кто является лидером группировки.

На разрешение эксперта рекомендуется ставить следующие вопросы:

  1. Учитывая индивидуально-психологические особенности перечисленных лиц (указать конкретно), а также обстоятельства совершенного деяния (конкретизировать), кто из них мог быть лидером преступной группировки?[9]

 

    1. Психологическое исследование фонограмм и видеозаписей.

Подобное исследование проводится в тех случаях, когда обвиняемый утверждает, что свои показания, записанные на аудио- или видеопленку, он давал под влиянием допрашивающего либо иных лиц, присутствовавших при допросе или проведении иного следственного действия[10].

На разрешение эксперта рекомендуется ставить следующие вопросы:

  1. Имеются ли на аудио (видео) записи признаки психического воздействия на испытуемого со стороны допрашивающего либо третьих лиц?

 

1.10 Психолого-автороведческая экспертиза.

Назначается в тех случаях, когда обвиняемый (свидетель) отказывается от своих собственноручных показаний, утверждая, что написал их под влиянием или при участии третьих лиц[11].

На разрешение эксперта рекомендуется ставить следующие вопросы:

  1. Учитывая уровень интеллектуального развития, особенности устной и письменной речи, индивидуально-психологические особенности и конкретные обстоятельства дела, является ли испытуемый автором исследуемого текста?
  2. Содержатся ли в исследуемом тексте признаки какого-либо необычного состояния?

 

1.11 Психолого-искусствоведческая экспертиза.

Назначается в тех случаях, когда необходимо установить направленность и степень воздействия печатной или видеопродукции на сознание и (или) бессознательную сферу личности или населения в целом. Как правило, объектом исследования в данном случае является продукция порнографического или садистского содержания[12].

На разрешение эксперта рекомендуется ставить следующие вопросы:

  1. Носят ли представленные журналы (книги, видеофильмы и т. п.) порнографический (садистский, провоцирующий особую жестокость и пр.) характер?

 

  1. Психологическая экспертиза по гражданским делам.
    1. Психологическая экспертиза по фактам бракоразводных дел для определения постоянного места проживания ребенка и порядка участия родителей в его воспитании.

Задачей психологической экспертизы при рассмотрении указанных дел является психологический анализ личности всех заинтересованных участников процесса (ребенка, отца и матери), их иерархии ценностей, системы эмоциональных отношений (в том числе, друг к другу), на основании которого даются рекомендации эксперта относительно места проживания ребенка и участия родителей в процессе воспитания. При этом, данный порядок должен свести к минимуму психотравмирующие для ребенка последствия развода родителей, обеспечить гармоничное и всестороннее развитие его личности.

На разрешение эксперта рекомендуется ставить следующие вопросы[13]:

  1. Учитывая индивидуально-психологические особенности ребенка (детей) и его (их) родителей, систему их эмоциональных отношений, взаимоотношения между ними, а также конкретную ситуацию, с кем из родителей с психологической точки зрения наиболее благоприятно постоянное проживание ребенка (детей)?
  2. Учитывая психологические факторы, каким образом должно осуществляться участие родителей в воспитании ребенка (детей)?

 

    1. Психологическая экспертиза по определению факта причинения морального вреда.

Назначается в случаях, когда истец утверждает, что действиями ответчика ему нанесен моральный вред. Задача экспертизы заключается в установлении наличия морального вреда, т. е. негативных изменений в психической сфере человека, выражающихся в претерпевании последним физических и нравственных страданий.

На разрешение эксперта рекомендуется ставить следующие вопросы:

  1. Имеются ли у испытуемого, а если имеются, то каковы индивидуально-психологические особенности, которые могли бы оказать существенное влияние на интенсивность и глубину субъективных переживаний им действий и высказываний ответчика?
  2. В какой мере отразились действия и высказывания ответчика на основных показателях психического состояния и деятельности испытуемого?
  3. Затронута ли иерархия основных жизненных ценностей испытуемого, нанесен ли ему ущерб?
  4. Имеются ли признаки иных неблагоприятных изменений в личности испытуемого? Если да, то в чем они выражаются? Состоят ли они в причинной связи с действиями ответчика?

 

    1. Психологическая экспертиза по делам о сделках, совершенных лицами с пороками воли[14].

Как правило, данная экспертиза проводится комплексно с экспертами-психиатрами в тех случаях, когда лицо, заключившее ту или иную сделку, утверждает, что в тот период находилось в состоянии (соматическое заболевание, переживание психотравмы, стресс, подверженность психическому влиянию со стороны третьих лиц и пр.), которое препятствовало адекватному пониманию значения совершаемых им действий и их правовых последствий. Часто истцами по таким делам являются люди преклонного возраста, страдающие сосудистой патологией.

На разрешение эксперта рекомендуется ставить следующие вопросы:

  1. Учитывая состояние психического здоровья испытуемого и конкретные обстоятельства заключения сделки (указать какой), мог ли испытуемый в полной мере сознавать значение своих действий, их правовые и имущественные последствия?
  2. В какой мере он мог руководить своими действиями?
  3. Свойственна ли испытуемому повышенная внушаемость?
  4. Какие индивидуально-психологические особенности испытуемого могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
  5. Находился ли испытуемый в момент заключения сделки в психическом состоянии, которое могло существенно повлиять на его способность понимать значение своих действий и руководить ими?

 

  1. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.

Данная экспертиза является не механическим соединением двух экспертиз, а особой разновидностью экспертиз, имеющих собственный объект исследования. Им является психическая деятельность человека, выявляющего пограничные психические аномалии (последствия ограниченного поражения головного мозга, минимальная мозговая дисфункция, олигофрения в степени легкой и умеренной дебильности, психопатии, неврозы и т. п.)

На разрешение эксперта рекомендуется ставить следующие вопросы:

  1. Имеются ли у испытуемого признаки психического недоразвития, не связанного с психическим заболеванием? Если да, то в чем конкретно они выражаются[15]?

 

 

 

[1] Во всех нижеперечисленных вопросах необходимо указывать ФИО лица, в отношении которого проводится исследование.

[2] Не рекомендуется ставить вопрос о соответствии интеллектуального возраста подростка его паспортному возрасту: например, «Какому возрасту соответствует интеллектуальное развитие несовершеннолетнего?». Поскольку в силу неравномерности, скачкообразности развития в подростковом возрасте не бывает точного соответствия психического уровня развития физическому, то данный вопрос принципиально неразрешим.

[3]Эйдетическая память – особый вид памяти, чаще встречающийся у детей и подростков, позволяющий длительное время сохранять яркие образы со всеми мельчайшими подробностями и с абсолютной точностью воспроизводить воспринятую ранее информацию.

[4] Несмотря на то, что оценка достоверности не входит в компетенцию эксперта-психолога, он может на основании проведенного исследования дать ответ на указанный вопрос.

[5] В тех случаях, когда жертве сексуального насилия менее 8 лет, данный вопрос не ставится ввиду однозначного непонимания детьми внутреннего содержания и значения взаимоотношений между полами (даже при наличии определенной информированности по этому вопросу). В таких случаях рекомендуется ставить вопросы о способности воспринимать, запоминать обстоятельства дела и давать о них правильные показания (сопутствующими будут вопросы о повышенной внушаемости и повышенной склонности к фантазированию).

Новости

Российское агентство правовой и судебной информации "РАПСИ"

Российское агентство правовой и судебной информации "РАПСИ": достоверность и оперативность